Учитель-логопед
Родителям дошкольников!
Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении, нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи. Если не начать исправлять их в первые три года жизни ребенка, с течением времени добиться успеха будет гораздо сложнее. Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия — нарушение звукопроизношения — замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание. Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу занятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определенными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.
Логопед советует:
- Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережевывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щек, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
- Разговаривать с ребенком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать «детский язык».
- Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
- Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
- Говорить четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
- Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Ее цель -заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
- Не перегружать ребенка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
- Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие!
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
- Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке. С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
- Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
- Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
- Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
- Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
- Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной.
Учитель-логопед: Захарова К.С
Кому нужен логопед?
Что вы знаете о его работе учителя-логопеда? Когда следует обратиться к нему за помощью? Работа специалиста по речи намного шире и многограннее, чем только исправление звуков.
Как правило, родители трехлеток не озабочены речью ребенка: «Он еще маленький. Вырастет – научится». Но все же, важно знать основные вехи в развитии речи.
Ребенок в 3 года, при нормальном развитии, ежемесячно пополняет свой словарный запас на 100 слов! Вас должно насторожить, если ваш кроха не составляет из накопленных слов предложений. Если в его речи мало глаголов и определений. А проверить это просто, предложив малышу ответить на вопрос: «Что умеет делать мама?» При нормальном речевом развитии ребенок выдает: возраст плюс два слова. Например, если ребенку три года, он произносит пять глаголов (3+2). А перед логопедом стоит задача обогащения словарного запаса детей и глаголами, и определениями, и существительными.
Поводом обращения к логопеду в три года может служить и то, что во время речи кончик языка высовывается между зубами. Хотя, если малыш в три года неправильно произносит звуки – это нормально, так как в это время идет формирование звуковых средств языка и ребенок пробует разные варианты произношения. Он может изменять сложные слова до неузнаваемости. Однако следите, чтобы слово всегда сохраняло свой контур, мелодику (количество слогов и последовательность гласных звуков, ударение), ведь основа слова – гласные звуки.
При необходимости учитель-логопед занимается формированием и слоговой структуры слова у детей.
Если ребенок и в пять лет не научился произносить звуки, необходимо обратиться к логопеду. Понаблюдайте, за его речью.
К пяти годам, ребенок должен согласовывать слова в роде и числе: зеленое яблоко, зеленая кофта, зеленый шарф, зеленые варежки; а к шести годам и в падеже: нет желтых листьев, из белого самолета, в сером пуховике.
Ребенок должен уметь образовывать и видоизменять слова: полет, улетел, прилетел, залетел, вылетел, слетел.
Составлять предложения простые и сложные: «Мама насыпала в миску кошачий корм», «Когда кончится дождь, мы пойдем гулять».
Правильно пользоваться предлогами, не путая их («Кот выглянул из-за угла», « Петя достал машину из-под коробки».
Четко знать: «право – лево», «вчера- сегодня- завтра.». Рассказывать о событиях, используя эти понятия.
Еще одним показателем успешного овладения речью может считаться развитый фонематический слух и сформированный элементарный звуковой анализ слов. Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать звуки родного языка. Нарушение фонематического слуха и восприятия приводит к нарушению звуков, их заменам и искажению в речи (зуб-жуб), (гуси — куси), (бусы — пусы), (салат – салят…), а в школе к безграмотному письму.
Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, тем не менее, способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия – это тоже одна из составляющих работы логопеда. Может быть, вам необходима помощь при обучении ребенка буквам, навыку чтения или развитию связной речи – снова обратитесь к специалисту.
Дорогие родители, помните, что вы в ответе за будущие успехи вашего малыша. Вовремя обратитесь за помощью к логопеду!
Учитель-логопед Волкова Т.В.
Добавить комментарий