Дефектолог рассказывает
Является ли ребёнок левшой?
Первые признаки можно увидеть уже тогда, когда малыш начинает использовать предметы самостоятельно: брать игрушки, держать ложку, чистить зубы щёткой, рисовать карандашом и т.д. Более точно с латеральностью (выбором главной руки) определяются в период с 3 до 6 лет. Кроме этого можно понаблюдать, как чадо хлопает в ладоши (какая кисть сверху), какой стороной опирается при падении и т.д. Также есть и те детки, которые умеют владеть в одинаковой мере сразу двумя руками. Головной мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого. В связи с особенностями проводящих путей нервной системы за левую половину телу отвечает правое полушарие, а за правую половину – левое. В зависимости от того, какое из полушарий доминирующее, будет определяться ведущая рука.
Как определить левша или правша ребенок?
![](https://ds350.ru/wp-content/uploads/2024/05/073e9d524fb69a9ffa41c8c0db23058b.jpg)
Обычно такой вопрос возникает, когда ребенок берет ложку, игрушку, карандаш то правой, то левой рукой. В этом случае некоторые взрослые даже склонны считать, что малыш правша и левша одновременно.
Тем не менее, важно знать, что до 3-3,5 лет у ребенка еще не определилось доминирующее полушарие, и ему одинаково удобно действовать обеими руками.
По достижении ребенком 4-5 лет для определения доминирующей руки родители могут провести самостоятельно один из приведенных тестов
Тест на определение ведущей руки:
- вырезать из бумаги фигуру ножницами;
- отвинтить крышку с бутылки с водой;
- стереть ластиком карандашную линию с листа бумаги;
- перелить воду из стакана в бутылку;
- закрыть замок;
- вдеть нитку в иголку (для детей младшего возраста можно использовать иглу с большим ушком или использовать набор игр: «Шнуровка», где бусины или картинки с отверстиями нанизываются на шнурок );
- достать игрушку с верхней полки;
- взять игрушку на руки и погладить ее.
Рекомендации по проведению:
Необходимо провести несколько тестов, чтобы получить достоверный результат, при этом нужно выбирать действия незнакомые малышу.
При использовании в тестировании предметов надо расположить их на одинаковом расстоянии от рук
Кроме того, важно проводить тестирование в игровой форме
Нежелательно акцентировать внимание ребенка на том, какой рукой он будет производить действия. Запрещается побуждать малыша к действию фразами: «покажи, какой рукой ты будешь закрывать» или «какой рукой ты будешь делать это»
Правильнее будет построить фразу так, чтобы ребенок концентрировал свое внимание на самом действии. Например, можно сказать: «Возьми котенка на руки и погладь, чтобы он не грустил».
Итак, если ребенок «левосторонний», значит, его поведением, способностями и прочими индивидуальными особенностями в большей степени управляет правое полушарие.
![](https://ds350.ru/wp-content/uploads/2024/05/f3bebc81005a68a37b6e2c321ed337dc.jpeg)
Несмотря на то, что леворукий ребенок отличается хорошей интуицией, творческими способностями и образным мышлением, он может быстрее уставать от школьных программ. Обучение письму и чтению сопровождается рядом неудобств, что и приводит к быстрой утомляемости, а в дальнейшем – к рассеянности и неуспеваемости. Не стоит отдавать таких детей в учебные заведения с усиленными программами и чересчур строгой дисциплиной.
Особое внимание в этом возрасте нужно уделять физическому развитию и выбирать такие виды спорта, где одинаково активны обе руки, а также дополнительным занятиям, развивающим моторику
Статью подготовил: учитель-дефектолог высшей категории
Лаврова Светлана Владимировна
Добавить комментарий