Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Педагог-психолог

3 Валерий Соколов. тема: В прицел оптический, вдруг бабочка попала              ОБСУЖДЕНИЯ ВКонтакте              3 Валерий Соколов. тема: В прицел оптический, вдруг бабочка попала

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 

Физическая готовность к школе

Речь идет о состоянии здоровья ребенка. Чем здоровее ребенок, тем больше вероятности того, что он будет успешно учиться. Наверное, не стоит объяснять, как важно сохранять и укреплять здоровье.

Если у Вашего ребенка есть хронические заболевания, если он часто и длительно болеет, ослаблен, быстро утомляется, имеет врожденную предрасположенность к каким-либо тяжелым заболеваниям, отстает в физическом развитии от своих сверстников, перенес серьезные травмы (в том числе и родовую) или сложные операции в дошкольном возрасте, то все это может помешать ему не только хорошо учиться, но и полноценно реализовать себя в школьном коллективе, а потом и в жизни.

Поэтому укрепление здоровья – это первое необходимое условие его успеха. Закаливание, профилактика простудных заболеваний, соблюдение режима дня (включая дневной сон), правильное питание – одни из тех условий, которые позволят сохранить и укрепить здоровье.

Психологическая готовность ребенка к школе

На сегодняшний день в детской психологии наиболее распространена такая точка зрения: для успешного обучения в школе ребенок должен обладать интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются способность управлять своими действиями, выделять существенные признаки предметов и устанавливать причинно-следственные связи между ними, развитое логическое запоминание, овладение по слуху разговорной речью, развитие тонкой моторики руки.

Эмоциональная зрелость характеризуется определенным уровнем эмоциональной устойчивости. Эмоционально зрелый ребенок способен управлять своими эмоциями, он не бросается в истерику, если чем-то расстроен или недоволен, его настроение достаточно устойчиво и стабильно.

Социальная, или коммуникативная, зрелость это, прежде всего, сформированность у ребенка потребности общаться с другими детьми, подчиняться обычаям и интересам детских групп. Социально зрелый ребенок понимает и принимает правила школьной жизни: знает, как вести себя в школе; когда надо садиться за парту, а когда можно и порезвиться.

К сожалению, при подготовке ребенка к школе и при определении уровня его школьной зрелости внимание уделяется интеллектуальному уровню развития ребенка. «Он  у нас столько знает! Что же ему сидеть дома?» — можно услышать от родителей. Это ошибочное мнение. Ребенок может знать все созвездия галактики, но не знать, на какой улице живет; может выучить наизусть энциклопедический словарь и пользоваться компьютером, но не уметь общаться со сверстниками. Недостаточная эмоциональная и социальная зрелость, недостаточное овладение навыками общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми могут стать одной из главных причин неудач ребенка в школе. Представьте себе, насколько тяжело будет ребенку, который не умеет и не хочет общаться с другими детьми, стесняться учительницы, не может спросить ее, если что-то не понимает.

Интеллектуальная готовность к школе

Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.

Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.

Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Эмоционально-волевая готовность к школе

«А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы в детском саду, порой получает глубокое разочарование от школы?

Занятия для дошкольников и настоящие уроки – это разные вещи. Если первые – это, прежде всего, игра, то вторые – это система обучения. И не всегда  обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время».

Личностно-социальная готовность к школе

Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками. На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по разруливанию конфликтных ситуаций, принятию совместных решений.

Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда пс  ихолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!».

У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

«Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».

Мотивационная готовность к школе

У ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Учебная мотивация складывается при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться.  Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому важно отвечать на вопросы маленьких почемучек, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в игры. Занимаясь с дошкольниками, обращайте внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя помочь. Это поможет малышу справиться с трудным занятием и почувствовать удовлетворение, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая вовремя оказанная помощь взрослого,   а так же эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. Следует показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

Таким образом, к моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

— к школе;

— учителю;

— к учебной деятельности;

— к самому себе.

Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

Психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

 

Тест «Готов ли ребенок к школе?»

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Подсчитайте свои положительные ответы на эти вопросы. Если результат составляет:

  • 15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолены;
  • 10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
  • 9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Что получилось? Результаты могут вас разочаровать. Но дошкольный возраст очень пластичен, и Вы легко можете научить ребенка читать и считать — да и в целом — всему необходимому. Не забывайте, что все обучение ребенка должно быть добровольными и приносить вам обоим удовольствие.

 

На что особенно стоит обращать внимание на пороге школы?

  • На активную позицию ребенка: познавательную, речевую, социальную.
  • На мотивационную готовность к обучению в школе: важность и необходимость обучения приобретают самостоятельную привлекательность.
  • На психологическую готовность: учиться не только интересно, но и очень ответственно, у ученика много обязанностей, которые он должен выполнять.
  • Хорошо, если к школе у ребенка присутствует организованное поведение: умение занять себя самостоятельно, выполнить ту или иную деятельность, составляя план действий.
  • Важное значение для будущих школьных успехов имеет работоспособность ребенка, ведь ему нужно работать несколько часов учебного времени.
  • Темп деятельности должен отвечать среднестатистическим стандартам, иначе маленький ученик будет или отставать от класса, или выполнять все быстро, но это может отразиться на качестве выполнения заданий.
  • У ребенка необходимо формировать контроль собственной деятельности: главное не количество выполненных заданий, а качество; «не надо быстро, надо правильно».
  • В моторном плане ребенок тоже должен быть готов к обучению: статичная поза, письмо.
  • И важнейшим фактором школьной успешности является сформированность коммуникативных навыков. От умения ребенка общаться зависит его положение в детском коллективе.

Конечно, нужно время и терпение, чтобы Ваш малыш овладел необходимыми навыками и умениями.

Школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития.

Каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/437249