Доступная среда
«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин
В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.
Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
- Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
- Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
- Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
- Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
- Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
- Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
- Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Нормативные документы:
Федеральные:
- Конвенция о правах инвалидов.
- Приказ Министерства образования и науки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
- ФЗ № 419 от 01.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов»
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 Об утверждении Государственной программы «Доступная среда на 2011-2020 годы»
Региональные:
- Распоряжение Правительства Челябинской области от 25.09.2015 N 519-рп «О Плане мероприятий («дорожной карте») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и услуг в Челябинской области».
- О государственной программе Челябинской области «Доступная среда» на 2016 — 2020 годы (с изменениями на 20 февраля 2018 года).
Локальные:
Паспорт-доступности-и-предоставляемых-услуг-в-сфере-образования-для-инвалидов (Копия)
Приказ-об-ответственных-по-ИПРА-2021-г.
В нашем дошкольном учреждении функционируют две специализированные группы для детей с ЗПР
- На территории учреждения парковки транспортных средств не предусмотрено. Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится перед территорией учреждения, но в ней не предусмотрена парковка для инвалидов с личным транспортом.
- МАДОУ «ДС № 350 г. Челябинска» предлагает педагогическую помощь родителям воспитывающих детей–инвалидов, и детей с ограниченными возможностями здоровья, в виде консультаций при встрече с учителями-логопедами и учителями-дефектологами. Консультации проводятся еженедельно, по четвергам с 17:00 до 18:00.
- Информация о материально-техническом обеспечении образовательного процесса, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Сведения |
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
о специально оборудованных учебных кабинетах |
2 кабинета учителей-логопедов и 2 кабинет учителей-дефектологов . |
об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
музыкальный зал совмещенный со спортивным, спортивная площадка, 2 групповые ячейки, 2 кабинета учителей-логопедов, 2 кабинет учителей-дефектологов для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития),оснащенные необходимым игровым и учебно-методическим материалом. специально оборудованных объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха, зрения – нет. |
о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
библиотека отсутствует |
об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
спортивная площадка: для проведения занятий и развлечений на свежем воздухе. |
о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
— печатные (книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, пособия и.т.д.) |
об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации |
Доступность объекта для инвалидов условная.
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. |
о специальных условиях питания |
Льготное питание осуществляется для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей с задержкой психического развития), создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. |
о специальных условиях охраны здоровья |
Организовано педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. |
о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Разработан и действует сайт МАДОУ «Детский сад № 350 г. Челябинска» http://ds350.ru/ Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих. |
об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
доступ к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. |
о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: |
мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) — в музыкальном зале; Интерактивные доски с мультимедиа проектором и ноутбуком в группах для детей с ОВЗ переносная мультимедийная установка; музыкальный центр (музыкальный зал); магнитофоны (в каждой возрастной группе); |
о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат; о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
не предусмотрено |