АООП с краткой презентацией

Адаптированная основная образовательная программа-Копия
Краткая презентация
Адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования для детей с задержкой психического развития
МАДОУ «ДС № 350 г. Челябинска»
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития (далее – Программа, АООП)разработана с учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт).
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
— «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
— Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049- 13)
Данная программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития.
Возрастные и индивидуальные особенности детей.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ «ДС № 350 г. Челябинска» охватывает детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их индивидуального развитияи образовательных потребностей:
— дети с задержкой психического развития конституционального генеза;
— дети с задержкой психического развития соматогенного генеза;
— дети с задержкой психического развития психогенного генеза;
— дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.
Программа ориентирована на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей по основным образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В области социально-коммуникативного развитиядетей с задержкой психического развития в условиях социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
‑усвоения норм и ценностей, принятых в обществе включая моральные и нравственные ценности;
‑развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
‑становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности;
— формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В области познавательного развитиядетей с задержкой психического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
‑развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирования познавательных действий, становление сознания;
— развития воображения и творческой активности;
— формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В области речевого развитиядетей с задержкой психического развития основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:
— овладения речью как средством общения и культуры;
— обогащения активного словаря;
— развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развития речевого творчества;
— развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В области художественно-эстетического развитиядетей с задержкой психического развитияосновными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
— развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становления эстетического отношения к окружающему миру;
— формирования элементарных представлений о видах искусства;
— восприятия музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализации самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В области физического развитиядетей с задержкой психического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
— приобретения опыта двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
— приобретения опыта в видах деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
— формирования начальных представлений о некоторых видах спорта;
— овладения подвижными играми с правилами;
— становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становления ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка) и т.д.
Виды деятельности в МАДОУ для детей дошкольного возраста:
игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Система коррекционно-развивающей работыс детьми с задержкой психического развития предполагает тесную взаимосвязь в решении развивающих, образовательных и коррекционных задач:
— определение особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития;
— оказание родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития консультативной и методической помощи по особенностям развития и направлениям коррекционного воздействия.
Программа коррекционно-развивающей работы строится с учетом особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития, заключений психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Коррекционно-развивающая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности:
- в дошкольном возрасте — игровая деятельность.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития являются:
— забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
— создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
— максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
— творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
— вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
— уважительное отношение к результатам детского творчества;
— единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
— соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании;
— образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Основными направлениями коррекционной работыс детьми с задержкой психического развития являются:
— развитие психических процессов, общей и мелкой моторики у детей;
— осуществление коррекции негативных тенденций развития;
— развитие индивидуальных качеств и возможности каждого ребенка;
— проведение профилактики вторичных отклонений в развитии детей.
Содержание АООП дошкольного образования детей с задержкой психического развития отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
— предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
— характер взаимодействия со взрослыми;
— характер взаимодействия с другими детьми;
— система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развитиявключает следующие разделы:
- Целевой.«Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья)». «Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Настоящие требования являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
б) решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик развития детей в возрасте от рождения до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»
Целевые ориентиры АООП выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации АООП настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
- Содержательный раздел определяет общее содержаниеАООП обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В содержательном разделе представлены:
‑описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями детей с задержкой психического развития в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
‑описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АООП с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей с задержкой психического развития, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
‑программа коррекционно-развивающей работы с детьми, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений развития детейс задержкой психического развития;
-особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
— взаимодействие взрослых с детьми;
— региональный компонент.
Разработанная АООПпредусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Челябинской области.
Используемые программы:
От рождения до школы / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.– М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
Целипрограммы:
— формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
— сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
- творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
- уважение к традиционным ценностям.
Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. — сост. Е.С. Бабунова, В.И. Турченко, Е.Г. Лопатина, Л.В. Градусова. / Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 255с.
Задачи программы:
— формировать у детей интерес к ценностному отношению к родному краю через: формирование любви к родному городу, краю, чувства гордости за него;
— формировать общие представления об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Уральского региона);
— формирование общих представлений о своеобразии природы Уральского региона;
— воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Уральского региона;
— знакомить детей с назначением отдельных предметов быта, одеждой,
жилищем, обращая внимание на их художественные особенности;
-учить отражать наблюдаемые явления природы в продуктивной
деятельности.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития/ С.Г. Шевченко /Москва «Школьная пресса» 2004 г.
Цель программы:
— организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с учетом уровня психического развития слабослышащего ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей.
- Организационный раздел включает:
— психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка;
— особенности организации предметно-пространственной развивающей среды;
— кадровые условия реализации, адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с задержкой психического развития;
— материально-техническое обеспечение;
— планирование образовательной деятельности;
— распорядок и режим дня;
— перечень нормативных документов;
— перечень литературных источников.