Версия для слабовидящих

1

Календарь

Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ О РИСКАХ, СВЯЗАННЫХ С ДЕТСКОЙ СМЕРТНОСТЬЮ!

Документ Microsoft Office Word

В период летнего отдыха у детей  и  подростков  значительно  увеличивается  объем  свободного  времени. При нахождении несовершеннолетних без  присмотра взрослых  резко  возрастают  риски несчастных случаев,  приводящих к травмам,  увечьям,  и даже детской  смертности  от внешних причин.

В целях профилактики несчастных случаев и детской  смертности от  внешних причин  в образовательных организациях необходимо проводить информирование родителей о рисках, связанных с детской  смертностью,  их причинах, типах и способах предупреждения.

Методические рекомендации рассматривают  различные  аспекты  организации  и  проведения комплекса мероприятий для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью, и могут быть использованы для организации работы с  родителями  и детьми.

Настоящие рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей»  на  основе материалов, представленных Министерством  здравоохранения  Российской Федерации.

 

  1. 1. Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смертности детей, их причины:

Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу —  в  настоящее  время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев,  чем  от всех болезней вместе взятых.

Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая.

Наиболее  распространенные  несчастные случаи,  приводящие к увечьям  и смерти детей:

— ожоги;

— падения с  высоты;

— утопления;

— отравления;

— поражения  электрическим током;

— дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов,  а также  роплинг (катание  на роликах).

На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего являются:

— отсутствие должного  надзора за детьми  всех возрастных групп;

— неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.

Возникновению   несчастных случаев способствуют  и психологические особенности  детей:

любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Причины  несчастных случаев с детьми  имеют возрастную  специфику:

— в возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир;

— в возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают  вследствие  шалости,  неосторожного  поведения ребенка;

— в возрасте от 10 до 14 лет и старше — вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх  стараются  проявить изобретательность,  стремятся  утвердиться  в среде сверстников;

— бурная энергия и активность — факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10 — 13 лёт. Подросток,  сознавая  свою  «нескладность», старается  ее  скрыть  напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной  выдержкой делают их шумными,  импульсивными.

2. Обучение детей основам профилактики несчастных случаев

С учетом указанных причин работа родителей  по  предупреждению несчастных  случаев  должна вестись в следующих направлениях:

— создание безопасной  среды пребывания  ребенка, обеспечение  надзора;

— систематическое обучение детей  основам  профилактики  несчастных случаев.

Создание безопасной  среды  пребывания  ребенка предполагает:

— организацию досуга  ребенка,  включение его в интересные и полезные  развивающие  занятия;

— ограничение опасных условий,  обеспечение  недоступности для  ребенка опасных средств и  веществ;

— запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного  движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);

— обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный  контакт с ребенком  в течение дня  с использованием  электронных средств связи).

Систематическое обучение детей основам  профилактики  несчастных случаев  включает:

— информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья  и смерть,  а также об условиях и способах избежания  несчастных  случаев;

— регулярное инструктирование ребенка о правилах  и  мерах  безопасного поведения в  быту,  на улицах, дороге, транспорте,  на  игровых и спортивных площадках и  т.п.;

— обучение ребенка  (особенно подростка)  противостоянию  подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций  подростков,  подстрекающих к опасным  играм  и занятиям;

— обучение ребенка элементарным  мерам первой  помощи,  и,  прежде  всего, обеспечение  возможности обратиться  за помощью  к взрослым.

Основные условия проведения успешной профилактической работы  с детьми

  1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.
  2. Родители сами должны  показывать пример безопасного  и ответственного поведения.
  3. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить  ему,  что  опасности  можно  избежать,  если  вести себя правильно!
  4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен»,  «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя.  Следует  научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие,  которое  взрослыми  совершается  автоматически,  ребенку необходимо объяснить детально.
  5. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных  случаев при  выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что  несчастные случаи  чаще всего  происходят во время  игр  и развлечений.  Следует именно им уделять повышенное  внимание  при  инструктировании ребенка.
  6. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде.  Ребята, помогающие родителям; как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию  опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует  подробно  разъяснить ему,  почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.
  7. Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию  навыков  правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок  должен понять, как можно было  бы  в данной  ситуации  избежать  опасности.  Именно  такой  подход убедит его в том,  что опасность всегда  можно предотвратить.
  8. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже   если   она   угрожает   чужому   ребенку.    Если   родители   совместно   с   детьми становятся свидетелями опасного и рискованного поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.
  1. Рекомендации по предупреждению  несчастных случаев

 

Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах,  приводящих  к  ним,  а  также действиях,  обеспечивающих их предупреждение,  предотвращение.

3.1. Ожоги

Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а также в результате длительного пребывания на солнце  (такие  ожоги могут сопровождаться  солнечным  или тепловым ударом).

Для  предупреждения ожогов:

— ограничьте доступ детей  к открытому огню, явлениям  и веществам,  которые могут вызвать  ожоги;

— запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра  взрослых. Дня  профилактики солнечных ожогов и ударов  необходимо:

— защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым  головным  убором  желательно  из натурального хлопка, льна;

— защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть  с  фильтрами,  полностью  блокирующими солнечные лучи диапазонов А и   В;

— избегать пребывания на открытых  пространствах,  под  воздействием  прямых  солнечных  лучей (солнце наиболее активно  и опасно  в период с 12 до  16  часов);

— нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 — 30  единиц)  за  20  —  30  минут  до  выхода на улицу;

— находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно  не  более  5 —  6  минут и 8 —  10  минут после  образования загара;

— принимать солнечные ванны не чаще 2 — 3 раз в день с  перерывами,  во  время  которых  ребенок должен быть в тени;

— избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий  в жару,  больше пить;

— не находиться долгое время на солнце (даже под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 1 5 — 2 0 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными  перерывами  нахождения  в тени и прохладе;

— загорать лучше  не лежа,  а  в движении,  а также  принимать солнечные  ванны  в утренние  и  вечерние

часы;

— приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе на море, пить не меньше 2 — 3  литров в день;

— протирать время: от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ;

— научить ребенка при  ощущении недомогания  незамедлительно обращаться  за  помощью.

3.2.   Падение с высоты

Падения с высоты: чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных  местах  на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках,  сараях,  деревьях,  а  также  с  нарушением  правил поведения  на аттракционах и  качелях.

Для предупреждения падения с высоты   необходимо:

— запретить детям  играть в опасных  местах;

— не оставлять детей  без присмотра на  высоте;

— объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями, необходимость соблюдения  всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или  во  время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных приспособлений;

— обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от  падений.

3.3.   Отравление

Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а также при  употреблении  в пищу ядовитых  грибов,  ягод или ядовитых растений.

Для  предупреждения  отравления необходимо:

— хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;

— давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и ни в коем случае не давать  ему лекарства,  предназначенные для  взрослых или детей другого   возраста;

— не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что  пробовать  незнакомые грибы,  ягоды и другие растения опасно для  жизни.

3.4.  Поражение электрическим током

Поражение электрическим током чаще всего наступает при  нахождении детей  в запрещенных местах (на стройках,  в промышленных зонах,  заброшенных домах и т.п.).

Для  предупреждения  поражения  электрическим током необходимо:

— запретить детям  играть в опасных местах;

— объяснить ребенку опасность прикосновения  к электрическим  проводам.

3.5. Утопление

Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать.

Для  предупреждения утопления необходимо:

— не оставлять ребенка без присмотра  вблизи   водоема;

— разрешать купаться  только  в специально отведенных для этого  местах;

— обеспечить его защитными средствами  в случае,  если  ребенок не умеет плавать;

— напоминать ребенку правила  поведения  на  воде перед каждым  посещением  водоема.

3.6.    Роллинговый травматизм

Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым  с жизнью.

Для  предупреждения  роллингового травматизма необходимо:

— выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный  сустав;

— научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести его к  перилам,  поставить меаду двух стульев.  Важно  проследить за  правильной  постановкой  голеностопного сустава;

— научить способам  торможения.  Если  не можете этого сделать сами — пригласите опытного   роллера;

— обязательно приобрести наколенники, налокотники,  напульсники и  шлем  —  это  предупредит  основные травмы; требуйте их использования   ребенком;

— научить ребенка правильно падать:  вперед на колени,  а затем  на  руки;

— запретить кататься  вблизи  проезжей части;

— научить детей  избегать высоких скоростей,  следить за рельефом дороги,  быть  внимательным.

3.7.    Дорожно-транспортный травматизм

Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием  пешеходов, автомобилей,  при езде на велосипеде  и  мотоцикле.

Для  предупреждения  дорожно-транспортного травматизма необходимо:

— соблюдать неукоснительно самим, а также  научить  ребенка соблюдать правила  дорожного  движения;

— научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина — стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой  машины на проезжую  часть,  63 ребенка  из 100, попавших в дорожное  происшествие,  попадают под колеса другой  машины;

— использовать при перевозке ребенка  в автомобиле специальное  кресло  и ремни  безопасности;

— научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны обязательно  использовать защитные  шлемы  и другие защитные приспособления.

Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге.

Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма  на железной дороге  необходимо:

— не оставлять детей  без присмотра  вблизи железнодорожных  путей;

— запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках,  переходных площадках вагонов;

— учить детей  переходить железнодорожные пути только  в специально отведенных  местах;

— соблюдать самим и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах,  посадки и высадки  пассажиров из вагона,  поведения в  вагонах.

Родители  должны  помнить,  что  соблюдение  правил  безопасности  во  всех ситуациях!!!!!!!!! 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!